25.02.2024

Основные моменты идеологии социал-либертанства.

Основные моменты идеологии социал-либертанства.

Люди привыкли жить, опираясь на стереотипные взгляды, принципы и привычки. Зачастую кем-то и когда-то привитые и теперь воспринимаемые ими как “естественные”. Но то, что привычно, не означает “единственно верно”. Если речь идет о политическом устройстве государства, то у нас сейчас видят в основном две альтернативы – либо возврат к социализму, так как социальная сфера важна для многих и “свободный рынок” ее перекладывает на плечи самих граждан. Но ратуя за социализм, многие забывают, он невозможен без тотального контроля населения и диктатуры партии. Либо продолжают призывать равняться на Запад, так же не видя тупик рыночной экономики, в которой из-за глобализации и укрупнения капиталов были разрушены сами основы “свободного рынка”, а западная форма общества и государства превратилась в псевдодемократию и плутократию.

Есть принципиально иной подход к формированию общества, устройству государства и принципам межличностных взаимодействий, не имеющий отношения ни к социализму, ни к либерализму, ни к национализму, ни к анархии. И этот подход дает идеология социал-либертанства.

Если социализм на первое место ставит социальное равенство и социальную защиту граждан, но в ущерб индивидуальным свободам (общественное превыше личного), если либеральные и демократические идеологии ставят на первое место индивидуальные потребности человека и возможность беспрепятственно удовлетворять их в рамках закона, но в ущерб социальной защищенности (каждый сам за себя), то социал-либертанство ставит человека и все его нужды на первое место как основной фактор идеологии и основную задачу государства.

Человек. Человек свободен от рождения и имеет право делать все, что хочет, не вредя другим людям. Никто, ни государство, ни общество, ни другие люди не имеют права ограничивать свободу действий человека, если его действия не причиняют физический или материальный ущерб другим людям или организациям. Свобода человека основывается на его разумности. Свободный человек уважает не только свои свободы и права, но и свободы и права других людей. Свобода одного человека ограничивается там, где она начинает ограничивать свободу другого человека. Человек индивидуальность, но индивидуальность, живущая в обществе, в социуме. Не уважая права и свободы других людей, человек в первую очередь не уважает собственные, так как свобода каждого строится на взаимоуважении и взаимном самоограничении, чтобы не нарушать интересы других людей. Уважение чужих интересов, желаний, стремлений не подразумевает их принятия как собственных, но подразумевает принятие права другого человека делать то, что он считает нужно, если это не причиняет вред тебе самому. Не каждый человек может ограничить себя и свои поступки, поэтому должен быть закон, устанавливающий необходимые границы действий. Не каждый человек может осознать необходимые границы свободы собственной и допустимые границы свободы другого человека, поэтому должны быть судьи, способные установить эти границы согласно закона и согласно необходимости взаимного уважения.

Общество. Общество, социум. Оно состоит из личностей, индивидуальностей. Можно ввести термин ячейка – группа людей, объединенных общими интересами, целями, действиями. Ячейки могут быть разнообразны: семья, соседи по дому, односельчане, коллеги, компания друзей, общественная организация, политическое движение. Человек может входить в различные ячейки согласно своих интересов и целей и может менять свою причастность к ним. Общая сумма ячеек, расположенных на одной территории и живущих по одному закону, является государством. Каждая группа (ячейка) является отражением общих интересов и устремлений входящих в нее людей. И каждая действует как самостоятельная единица общества, взаимоотношения которой с другими ячейками, с государством и с отдельными личностями, как с другими самостоятельными ячейками, регулируются общим государственным законом и внутренними правилами данной ячейки, не противоречащими общему закону. Любая ячейка, как и отдельно взятый человек, имеет право делать что угодно, согласно своих целей и задач, не причиняя вреда физического или материального другим ячейкам и отдельным гражданам. Деятельность любой ячейки регулируется необходимостью взаимного уважения к правам и свободам и общим законом государства. Любая ячейка имеет полную финансовую свободу деятельности при соблюдении общегосударственного закона.

Закон. Закон устанавливается на уровне всего государства и только всеобщим голосованием всего населения. Закон есть принятые всем обществом нормы и правила взаимоотношений в обществе. Аналогично закону могут устанавливаться свои правила в ячейках. Правила ячейки принимаются всеми членами ячейки и действуют только в рамках ячейки. Правила ячейки не могут противоречить общегосударственному закону, равно как и не могут противоречить правилам более крупной ячейки, если эта ячейка является частью более крупной. Никто не может изменить закон, кроме общего решения всего населения. Никто не может изменить правила ячейки, кроме общего решения всех членов ячейки.

Государство. Государство есть общественно-экономический социальный инструмент, созданный народом в первую очередь для социально-экономической и хозяйственной деятельности, направленной на достижение общих интересов всего населения. Так же к функциям государства относятся правозащитная деятельность и сохранение независимости государства от вмешательства других государств. Государство не рассматривается как структура управления населением и территориями! Государство является инструментом, полностью подчиненным на всех уровнях государственных ячеек населению соответствующих территорий и их деятельность контролируется населением соответствующих территорий. Но контроль и свобода деятельности местных ячеек государства ведется исключительно в рамках общегосударственного закона, принятого всем населением.

Чиновники. Без чиновников не обойтись. Но они должны быть полностью подконтрольны населению. Нужен абсолютно иной подход в отношении к чиновничеству. Чиновник не рассматривается как руководящий и управляющий территорией и населением человек. Он наемный работник, нанимаемый местным населением для исполнения порученных ему функций. Все должности от главы поселка до президента – только выборные. Никаких сроков “неприкосновенности”, любой чиновник в любой момент может быть лишен должности и вопрос о его переизбрании может быть поднят по желанию местного населения соответствующей территории. Это равносильно и для исполнительной, и для судебной власти.

Народные собрания. Народные собрания – единственная форма народной власти. Можно называть это прямой демократией, как привычно для демократов, или собраниями коммун, как привычнее для социалистов, суть неизменна. Только народные собрания должны являться прямым голосом народа. Только они должны избирать или смещать с должности чиновников-хозяйственников. Только перед народными собраниями они должны отчитываться об использовании собранных в виде налогов народных денег. Только народные собрания должны задавать приоритеты использования собранных налогов, за исключением установленных общероссийским законом обязательных статей расхода. Только народные собрания могут принимать местные правила территориальных ячеек. Для более крупных территорий решения народных собраний входящих в них ячеек суммируются или это делается в виде референдума под контролем местных народных собраний. Законодательная ветвь власти не нужна, она может быть заменена системой народных собраний.

Налоги. Любая ячейка (группа людей), делающая общее дело, имеет общие средства. Любая группа людей объединяет свои усилия для достижения нужных всем членам группы целей. Налоги необходимы для решения общих хозяйственных и социальных вопросов. Кто получает доходы, отдает часть их на общие нужды. Кто получает много, может отдать больше. Но налоги должны быть просты, прозрачны и полностью подконтрольны. Скрытые налоги следует отменить, пусть за счет немного большего размера явного налога. Сбор налогов следует передать в руки местных администраций, установив общегосударственным законом положенный процент в зависимости от размера дохода и закрепить уровень предприятий за местными, районными, областными и всероссийскими администрациями. Так же администрации могут получать дополнительные средства в бюджет от создаваемых ими госпредприятий. А о том, сколько было собрано и на что потрачено, любая администрация обязана давать подробный отчет населению своей территории. Часть налогов от нижестоящих администраций передается вышестоящим, но все полностью контролируется населением.

Администрации. Администрации – социально-хозяйственные структуры территориальных ячеек. В зависимости от их уровня (местная, районная, областная, всероссийская) они имеют соответствующую сферу обязанностей перед своим населением. Местные содержат школу, больницу, другие культурные и общественные локальные структуры, выплачивают установленные общегосударственным законом пособия (пенсии, детские и т.п.) населению. Аналогично администрации областного уровня содержат обл. больницы, институты, другие структуры областного значения, выплачивают, при необходимости, дотационную поддержку нижестоящим администрациям. Но основной задачей вышестоящей администрации является не дотационная поддержка отстающих территорий (это временная мера), а поднятие этой территории до уровня самодостаточности. Это делается экономическим развитием территории, в частности созданием на ней, за счет бюджета вышестоящей администрации, госпредприятия и передача его уже в работающем и приносящем прибыль состоянии в собственность местной администрации. Местные администрации получают деньги в свой бюджет с доходов местного населения, которые собираются ею напрямую, а так же с принадлежащих ей госпредприятий. Вышестоящие администрации получают часть собранных нижестоящими администрациями средств и прибыль с госпредприятий соответствующего уровня, а так же собирают налоги с частных предприятий соответствующего уровня.

Экономика. Социал-либертанство не предлагает национализации частной собственности в отличии от социалистов. Это может быть возможным только в отношении природных ресурсов, но не в отношении имущества организаций, добывающих ресурсы (к примеру). Частные предприятия могут существовать как малые, так и крупные, но государство не отстраняется от рыночных процессов и становится активным участником рынка. Создание товаров госпредприятиями и выход этих товаров на рынок создает как заполнение рынка импортируемыми ранее товарами, так и может частично регулировать ценообразование. Снижение и отмена скрытых налогов компенсируется бюджетами за счет прибыли от госпредприятий, а так же снижение налогов должно привести и к снижению розничных цен на внутреннем рынке, что повысит общий уровень жизни населения.

Более подробно об этих, а так же о многих других вопросах идеологии социал-либертанства можно узнать из моей книги: “Социал-либертанство. Простая истина свободы.” Так же скоро будет издана другая моя книга, посвященная той же теме.