26.02.2024

Меритократическое образование


Современное образование, конечно многие ругают, по причине того, что упало качество, снизилось финансирование, низкие зарплаты у учителей и существует множество иных проблем. Но, по мимо это проблемы существует и другая. Современное образование в России, в принципе построено на той же образовательно системе, которая существует со времен СССР. В свое время, да и сейчас, эта система многими считается лучшей и самой прогрессивной, по причине эрудированности даваемого образования и широкого спектра получаемых знаний. Это конечно хорошо и как считается чем шире информирован человек тем больше возможностей ему открывается. Но, современный мир становится все более и более информативным.

Согласно тем же статистическим данным современный человек, при наличии всех нынешних технологий получает объем новой информации за день превышающий тот который , допустим в средние века, человек получал за всю свою жизнь. И чем дальше развиваются технологии, тем больше повышается объем поступающей информации. Все это удержать в голове становится просто невозможно. Школьное же образование рассчитано, на то, что к существующему обязательному набору информации постоянно прибавляется новое, наиболее интересное и полезно. В результате перегрузка учеников, необходимость постоянно увеличивать сроки обучения, давать все больше и больше новой информации.

К тому же советская школа основана на системе зубрежки. Когда ученики механически запоминают информацию, не вникая в ее смысл и суть. В результате полученная информация удерживается в голове до экзаменов и быстро выветривается после них. Вспомните свои школьные годы. Кто из вас сейчас вспомнит все правила, формулы, даты, все то, что зазубривалось и вбивалось в головы на протяжении всей учебы? Ни кто! Конечно, что то остается, но это лишь обрывочная информация. Большая часть того что изучается просто не запоминается, так как воспринимается мозгом как ненужная информация, по сути «мусор». Не имеющий значения. Тем не менее на изучение ее тратятся силы, время, нервы.

Современный мир требует нового, принципиально нового подхода к самой системе образования. Широкая эрудиция качество хорошее, но не всегда и не для всех применимое. Большинство людей концентрируют свое внимание на тех сферах информации, которые им реально полезны или интересны в их повседневной жизни. У каждого человека есть свои склонности, увлечения, интересы, предпочтения, у каждого свои таланты и способности. Невозможно одинаково хорошо разбираться в ядерной физике, медицине, симфонической музыке и менеджменте одновременно, причем для всех и каждого. Обычно склонности и способности человека проявляются в достаточно раннем возрасте. Одним ближе гуманитарные науки, другим точные или естественные, кому то ближе искусства.

Меритократическое образование подразумевает выявление склонностей и способностей, талантов у учеников на ранней стадии обучения и в дальнейшем обучении предлагается делать упор именно на те таланты, которые свойственны ребенку, развивать его природные таланты и качества. Нужно полностью отказаться от принципа зубрежки. Обучение должно строиться на заинтересованности ученика, на привлечении его внимания к процессу образования. Следует сделать разделение образования, при котором основной упор будет ставится на предметы близкие к талантам ребенка и в которых он может добиться максимального успеха. Остальные предметы давать по облегченной программе. В результате мы можем получить, пусть более узкопрофильное, но более продвинутое образование и главное основанное на заинтересованности учеников. Это позволит в дальнейшем более эффективно применять свои таланты и качества и снизит необходимость тратить много времени на те стороны образования, которые достаточно далеки от интересов и способностей ученика.