26.02.2024

Либертанское право.

Либертанское право.

Право. Закон. Это те правила, по которым устроена жизнь общества. Мы привыкли воспринимать государство, как нечто, стоящее над народом и управляющее им. Но государство и есть народ. Закон не должен писаться депутатами, представителями, чиновниками, царями или президентами, закон должен приниматься народом. Либертанское общество имеет свои правила построения жизни и свои нормы, имеет свои принципы, возможно, не привычные для многих, но если разобраться, то естественные и значительно более верные, чем те, к которым привыкли.

Существующие сейчас законы строятся на идеологии, на лоббировании интересов той или иной группы, на предпочтительности для правящих кругов. Существующее сейчас законы запутаны, сложны для понимания и громоздки. Зачастую это делается специально, ведь чем они сложнее, чем труднее в них разобраться простому человеку, тем больше значимость чиновников, юристов и государственных служб. Народу преподносится мнение, что закон сложен, что для его понимания и уж тем более для его построения нужно быть специалистом, нужно долго учиться и во многом разбираться. Несомненно, человек, который пытается писать законы или работать с ними, опираясь на них, должен быть умным, грамотным и разбираться во многих вопросах. Но что дают нынешние усложненные законы? Изучая юриспруденцию, изучают, как и в каких формах писались законы на протяжении истории, основываясь на старых постулатах и на старых ошибках, создаются новые. Нам говорят, что закон должен быть сложным, он должен охватывать все моменты, детально описывать все возможные варианты, чтобы не сложилась ситуация, когда судья не знает, как решить вопрос. Но это ошибка уже сама по себе. Когда создаётся закон, пытаются решить какой-то вопрос. В результате, через какое-то время находятся недочеты, ошибки, недостаточная детализация. Юристы начинают исправлять эти недочеты. Пишут дополнения, уточнения, пояснения, вносят поправки и доработки, создают дополнения и расширения, вводят новы пункты и подпункты. В результате закон вырастает в размерах, становится сложнее, запутаннее и иногда начинает даже противоречить сам себе или другим законам. Когда на это обращают внимание, юристы снова берутся за работу. Но пытаясь упростить  закон, понимая под этим словом его детализацию, они его только больше усложняют.

Либертанское право предлагает совершенно новый подход в законодательстве, в построении законов и в самих принципах и основах, на которых они строятся.

Ни одно из существующих законодательств, а под существующими я имею ввиду не только действующие сейчас, но и действовавшие за все время истории существования человечества, или практически ни одно, не ставило основой общества человека как такового. Закон должен основываться не на идеологии и не на «классических правилах», а исходить из повседневной жизни человека, его нужд, реалий, потребностей, взаимоотношений. Именно так выстраивается принцип либертанского права.

Берем простого человека, что нужно ему? Любой человек хочет спокойной жизни в нормальных условиях, ощущая защищенность и имея свободу действий, которой не препятствует излишнее ограничение. Если сказать еще проще, каждый (ну может за редким исключением) хочет жить спокойно, заниматься своими делами, которые никто не станет запрещать, если они не будут вредить другим людям, но при этом ощущать чувство защищенности, свободно ходить по улицам, не опасаясь нападений, быть уверенным в том, что в старости не окажется на улице и без копейки за душой, быть уверенным, что его дети смогут получить образование, что сам он сможет получить помощь в сложной ситуации, в том числе медицинскую помощь, что его труд даст достаточную для безбедного существования оплату.

Мы видим два момента, которые современные идеологи считают несовместимыми – свободу действия и социальную защищенность. Но они кажутся несовместимыми только если цепляться за привычные формы и не пытаться увидеть новые возможности. Именно это дает либертанское право.

Вопрос первый: личная свобода, свобода действия. На самом деле все просто. Личная свобода не должна ограничивается, если она не причиняет вред другим людям. Под словом «вред» следует понимать исключительно вред материальный или физический. Этот принцип осуществляется, следуя простому правилу, становящемуся одной из основ либертанского права: «делай, что хочешь, не вредя другим». Любое насилие, любое насильственное принуждение к действию или бездействию, должны быть запрещены, но так же запрещены любые ограничения на действия, не причиняющие вреда. Пример. Если человек спокойно выпил банку пива в общественном месте, это его личное дело. Другой вопрос, если пьяный человек начал хулиганить и приставать к прохожим, а тем более полез драться. В первом случае человек осуществляет свое право. Во втором его действия начинают мешать свободе действий других людей, в третьем начинают причинять прямой физический вред другим людям. Отсюда вытекает второе правило, являющееся основой либертанского права – «свобода одного человека не должна нарушать свободу другого человека».

Данный принцип ведет к пониманию общества как взаимосвязи свободных индивидуумов. Свободное общество может состоять только из свободных людей. Человек остается свободным, пока не нарушает права и свободы других людей. Свободное общество может строиться только на принципе взаимного уважения. Уважая свои свободы и права, человек обязан уважать свободы и права других людей, даже если их действия кажутся странными или противоречат личным убеждениям человека, пока их действия не касаются самого человека, это дело этих людей. Любая попытка навязать свой образ действия, принудить к каким-то действиям или запретить какие-то действия, если эти действия на прямую не вмешиваются в личную жизнь данного человека, не допустима. Свобода основывается на взаимном уважении.

Вопрос второй: Защищенность. Для любого человека всегда важны два фактора – свобода и защищенность. Если свобода не дает защищенности, она перестаёт быть свободой, но равно если защищённость лишает свободы, она престаёт быть защищенностью. Живя в обществе и будучи его  частью, уважая свои права и свои свободы, человек разумный уважает права и свободы другого, живущего рядом с ним, уважает общие интересы своей группы, своей территории, общества в целом. Именно уважение человека к обществу и к другим людям становится основой уважения общества к человеку и становиться гарантией защиты его прав и свобод.

На чем выстраивается защищённость согласно либертанского права? Здесь так же присутствуют два момента. Защищённость индивидуума в правовом плане, то есть гарантия того, что его права и свободы останутся неприкосновенными, если он сам не нарушает чужие. И гарантия социальной и экономической защищённости.

Если первый вопрос, это вопрос личностных взаимоотношений, вопрос уважения как к собственным, так и к чужим правам и свободам. То второй вопрос, это вопрос общественного взаимодействия индивидуумов, составляющих общество.

Человек – часть общества. Общество устанавливает законы и правила совместного существования, проживания и взаимодействия. Не нарушая эти правила, человек получает защиту своих интересов и своих нужд. Являясь частью общества, рассчитывая на его помощь и защиту своих прав, человек принимает и свои обязанности по отношению к обществу.  Помимо обязанности соблюдать установленные правила и уважать права и свободы других, это и экономическое взаимодействие членов общества, формирование общественных средств.

Любая группа людей, не важно, будь это семья, группа друзей, организация или общество в целом имеет общественные средства. Они складываются из двух источников  – объединения оговорённой части личных средств членов группы и от дохода, получаемого от совместной деятельности. В случае общества в целом это налог (часть личных средств, которые каждый отдает на общественное дело) и доход общественных предприятий, принадлежащих обществу в целом (или определенной его части – поселку, городу, области), доход от которых не делиться между его «собственниками», а направляется исключительно на общие нужды.

Человек по праву того, что платит налог, имеет полное право на получение установленных законом социальных гарантий. Под ними нужно понимать медицинскую помощь, образование, получение пособий нетрудоспособными, помощь в обеспечении подрастающего поколения, а так же решение общественных экономических вопросов, таких как обеспечение местной инфраструктуры (ЖКХ, дороги, транспорт, освещение). К этому могут быть прибавлены и вопросы обеспечения культурной сферы жизни общества – библиотеки, музеи, спортивные сооружения, парки и т.п.

Таким образом, мы подходим к пониманию социал-либертанского представления о слове «ГОСДУРАСТВО». Оно не является системой управления жизнью населения. Государство не является надстройкой над обществом и не является «ВЛАСТЬЮ». Государство это само общество, совокупность людей, проживающих на данной территории. Это общественная структура, создаваемая, формируемая и управляемая самим местным населением.

Принцип либертанского государства прост. Жители «скинулись» деньгами (налог) на общие нужды. Жители выбрали ответственного за то, чтобы эти деньги использовались так, как нужно населению. Не избрали владыку, беспрепятственно и по своему усмотрению тратящего общественные деньги, а поставили человека, сказав вот тебе сумма, нужно сделать то-то и то-то (починить дорогу на улице, купить новое оборудование в местную больницу, отремонтировать пару домов, починить к зиме трубы водопровода и вон там построить детский сад). И этот человек полностью подотчетен тем, кто его приставил заниматься этими делами. Именно эти люди есть структура государства. Государство – это общественная социально-экономическая структура общества, выстроенная им для организации собственной жизни им же контролируемая.

Как же должен выглядеть Закон? Либертанский закон максимально прост. Это список прав и обязанностей человека по отношению к другим людям и обществу в целом, к государству как структуре общества, список прав и обязанностей государства по отношению к его членам (людям). Это список запретов, малочисленных, но жестко соблюдаемых, на действия человека, которые могут причинить вред и описание наказаний за эти действия. Это описание структуры общества, именуемой «государство» и правил ее действий. Это список обязанностей государства перед народом и тех правил, которыми регулируется деятельность специальных структур (работа полиции и банков, правила дорожного движения, описание градиента налога и т.п. – список не большой и только действительно нуждающихся в более детальном регулировании вопросов). Это, возможно, список еще некоторых вопросов, которые обязательно нужно установить и без них никак нельзя обойтись.

Закон должен быть написан простым, доступным и понятным каждому гражданину языком. Он должен быть короток и прост сам по себе. Только минимальные ограничения, только максимально требующие регулирования вопросы, только то, без чего невозможно обойтись.  Такой закон принимается всем народом при помощи референдума, являясь единственным законом, регулирующим жизнь общества. Только новый референдум может что-то в нем изменить.

Максимальная простота и минимальные вмешательство в личную жизнь, установленные законом обязанности государства перед обществом, установленные основные правила, все это должно быть просто и понятно любому. Знание и понимание Закона является возможностью его исполнения. Простота и минимизация закона, а равно понимание граждан необходимости этих норм, становятся гарантией действия этого закона.