25.02.2024

Человек – основа общества.

                    Человек – основа общества.

Социал-либертанство ставит человека в качестве основы общества и в качестве основы своей идеологии.  Не тип экономики, не преобладание класса или расы, нации, ни какие-то другие параметры, а именно самого человека как такового.  Если посмотреть на все политические системы, которые сейчас существуют, они строят свои идеологии на чем угодно, но только не на человеке. Большинство политических идеологии сейчас ставят перед нами выбор: либо свобода и защищённые права индивидуальной личности, либо социальная защищенность и ответственность государства за положение своих граждан. Но свободу преподносят как полную независимость и принцип «каждый сам по себе», при этом о социальной защите каждый тоже заботиться самостоятельно. Либо, предлагая защиту и социальную поддержку, человеку предлагают расплатиться за это личными свободами, поставив классовые (общественные, социальные, национальные) нужды превыше собственных.

Но для человека важно и то, и другое. Человеку нужна личная свобода и возможность самореализации, минимальное ограничение со стороны государства на свободу действий. С тем же успехом человеку нужен нормальный уровень жизни, уверенность в том, что став нетрудоспособным, он не умрет с голоду и не будет нищенствовать, уверенность, что его дети смогут учиться и он сможет получить медицинские услуги, в случае необходимости, при чем не зависимо от того, сколько у него на данный момент денег.

Можно сказать, что большинство политиков нас обманывают, говоря, что одно не возможно при условии другого, либо мухлюют, говоря, что под контролем можно самореализоваться или за свои деньги можно накопить пенсию и лечиться, насобирать на учебу детей. Но это ложь. Ложь, возможно, не осознанная и происходящая от того, что нынешние идеологи не видят или не хотят видеть другой путь.

 Социал-либертанство предлагает совершенно иной подход. Человек как личность – это главное. У человека есть две основные нужды: нужда в личной свободе и нужда в социальной защищенности. Любой человек рождается индивидуальностью и для него важна самореализация, важна минимальная зависимость в тех действиях, в которых он предпочитает справиться самостоятельно.  Но так же живя среди других людей, человек является частью социума, частью того, что его окружает, человек часть общества. Общество не должно давить на человека, но должно помогать ему. Свободное общество состоит из свободных людей. Люди объединяются в группы, чтобы совместно решать свои проблемы, совместно делать какие-то дела. Человек вступает в группу, не для того, чтобы его принуждали и заставляли, а для того, чтобы ему группа помогла. Но, являясь частью группы, он осознает, что рассчитывая на помощь других, он должен помогать сам, иначе ему не зачем находиться в этой группе. Именно такое отношение должно быть между человеком и обществом, человеком и государством.

Государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека, не должно создавать множество ограничений и запретов.  Не должно выстраивать множество преград для развития и самореализации. Государство не должно быть управляющим, подавляющим, доминирующим, жестко контролирующим институтом. Но государство нужно. Это не надстройка над обществом, это инструмент общества. Это социально-хозяйственный механизм общества. И государство должно стоять не над обществом, а быть в подчинении общества, контролироваться им. И социал-либертанство предлагает такие механизмы контроля со стороны общества над госструктурами.

Человек должен быть свободен в своих действиях, минимально ограничен, только самыми необходимыми и основанными на логике запретами и, находясь в обществе, не только иметь свои обязанности пред обществом, как уплата налогов, например, но и общество – государство должно исполнять свои обязанности перед человеком. Платить пособия неработоспособным, создавать и поддерживать бесплатные для населения больницы и школы – тогда государство будет таким, каким оно должно быть.

Для создания такого общества и для создания такого государства нужны экономические и социально-политические механизмы. Именно такие механизмы предлагает социал-либертанство и в других статьях можно подробнее прочесть об этом.